Индекс локализации на Wildberries

Что это такое, как его рассчитать и проанализировать для оптимизации издержек

Что такое Индекс локализации на Вайлдберриз?


Индекс локализации – показатель, демонстрирующий, какая доля заказов селлера отправляется покупателям в пределах одного региона.

Формула расчёта простая: количество локальных заказов делят на общее число заказов. Полученный результат умножают на 100 %.

Полученное число и будет значением индекса локализации. В идеале он должен стремиться к 100 %. Стоимость логистики в таком случае будет минимальной. Параметр постоянно меняется и в статистике WB обновляется каждую неделю. Расчётный период при этом - промежуток в 13 недель.

Рассмотрим пример расчёта индекса локализации: продавец реализовал товар в Москве в количестве 200 штук. Всего заказов у него было 800. Расчет: 200/800 × 100 % = 25 %.

Для того, чтобы узнать актуальный индекс, в личном кабинете селлера нужно выбрать вкладку «Тарифы», далее — «Коэффициенты», и в отдельном окне будет отображаться актуальный индекс.

На Wildberries действует еще один параметр — коэффициент территориального распределения. Он показывает, насколько индекс локализации отклоняется от стандартных значений. Таблица коэффициента приведена в тарифах ВБ. На ее основе маркетплейс уже решает применить скидку или наценку на логистику.
Со 2 сентября 2024 года cтоимость логистики умножается не на КТР, как это было раньше, а на коэффициент. Если простыми словами, то новый индекс считается не для кабинета в целом, а поартикульно. Пошагово расчет выполняется в 4 этапа:
  • локализация по каждому артикулу. Применяется формула: (А / В) х 100%, где А – локальные заказы по артикулу, В – общее количество;
  • сравнение полученных результатов КТР с теми, которые отображены в таблице (где находится индекс локализации на Вайлдберриз – рассказывали выше);
  • прописывание КТР для заказов-исключений;
  • финишный расчет по формуле: общий индекс локализации = (количество заказов по артикулу х КТР по артикулу) / общее количество заказов.
Рассмотрим на примере, чтобы не запутаться: в течение последних 13 дней селлер получил 500 заказов по 3 артикулам, по каждому из них следует вычислить КТР. Проводим расчет:
  • артикул №1 – 100 заказов, с локальной доставкой – 50. КТР: 50/100 = 50%. Значение соответствует КТР 1,00;
  • артикул №2 – 150 заказов, с локальной доставкой – 30. КТР: 30/150 = 20%. Соответствует КТР 1,16;
  • артикул №3 – 250 заказов, с локальной доставкой – 220. КТР: 220/250 = 88%. Соответствует КТР 0,7.
Теперь считаем общее значение:
(100 х 1 + 150 х 1,16 + 250 х 0,7) / 500 = (100 +174 + 175) / 500 = 0,898
Стандартная стоимость логистики будет умножаться на индекс, рассчитанный с применением новой формулы – это 0,898 в нашем случае. В августе 2024 года Вайлдберриз не осуществлял расчет индекса для продавцов, имеющих более 20% заказов-исключений, но со 2 сентября правило изменилось. К исключениям относятся:
  • заказы из России в другие страны;
  • сверхкрупногабаритные позиции;
  • товары, которые принимают и хранят не все склады – это продукты питания и аналогичные;
  • заказы в федеральных округах, где склады временно переполнены;
  • заказы, включающие товары, которые принимаются в одном округе;
  • заказы по модели «Маркетплейс» (FBS).
Для указанных заказов КТР равен 1,00: чем их больше, тем ниже шансы получить скидку на логистические услуги. Если объем исключений в границах одного артикула составляет более 35%, то для него и заказов по нему КТР равен 1,00. Рассмотрим на примере, в течение последних 2 недель селлер получил 1000 заказов: 200 – исключений, 800 – обычных. Считаем:
  • артикул №1 – 150 заказов с локализацией 20%, что равноценно КТР 1,16;
  • артикул №2 – 300 с локализацией 50%, КТР – 1,00;
  • артикул №3 – 200 с локализацией 80%. КТР – 0,75;
  • артикул №4 – 150 с локализацией 100%, КТР – 0,50.
Индекс локализации: (200 х 1 + 150 х 1,16 + 300 х 1 + 200 х 0,75 + 150 х 0,5) х 1000 = 0,9.
Касаемо исключений, тоже стоит привести пример: селлер продает брюки, 55% заказов поступили с территории России, 45% – из-за границы. Этот артикул автоматически становится исключением, а КТР для него составляет 1. Как видим, формула продолжает учитывать количество проданных товаров с оглядкой на локальность, однако появляется особое внимание к отдельным артикулам.

Зачем нужно знать индекс локализации?


Wildberries использует множество параметров для анализа и оценки эффективности. Крайне важно знать о них и использовать при планировании и выстраивании собственной стратегии. В противном случае вести бизнес к прибыли селлеру будет крайне затруднительно.

Итак, рассказываем подробнее, на что влияет индекс локализации и почему нужно его улучшать.

  • Оптимизация поисковой выдачи карточки товара.
Политика маркетплейса такова, что клиент должен максимально быстро получить товар. Поэтому при введении в поисковую строку запроса на первую страницу выдачи попадают позиции, которые находятся на ближайшем складе.

  • Снижение процента отказа от покупки.
Для покупателей маркетплейсов важно быстро получить товар. Если он задерживается или идет долго, человек может забыть о заказе или отказаться от него.

  • Инструмент для формирования товарной матрицы.
Статистика помогает отслеживать спрос на товары определенного типа или категории в конкретном регионе. А это снижает риск получения невостребованных товарных остатков сведутся.

Необходимо всегда держать в голове, что Wildberries применяет меры, которые подталкивают селлеров обеспечивать удобство для аудитории. Поэтому неудовлетворительный индекс - причина ухудшения позиций карточек во внутреннем поиске: маркетплейсу не выгодно продвигать товары, которые находятся от покупателя далеко, будут долго доставляться и с меньшей вероятностью будут заказаны.

Инструкция по улучшению показателя


Важно не только знать о существовании индекса локализации на «Вайлдберриз», нужно уметь работать с этим параметром.

Итак, рассмотрим пошагово, каким образом можно работать с индексом локализации.

  • первое, что нужно сделать — изучить продажи в разных регионах. Важно выбрать места с хорошим потенциалом. Для начала стоит остановиться на регионах с высоким уровнем продаж. Поставки на склады для этих зон будут выгодными.
  • далее — прогнозирование спроса. Важно сделать так, чтобы товар не заканчивался на складе. Не забывайте, что доставка занимает время, и нужно отслеживать остатки и заблаговременно восполнять их.
  • третий шаг — освоение складов. Остается сформировать поставки и следить за уровнем продаж. Через неделю индекс локализации должен измениться. Следить за ним нужно через личный кабинет.
  • помните, что пересчет показателя всегда происходит в понедельник. Соответственно, для отслеживания показателя не нужно мониторить его ежедневно. Изменения всегда будут через неделю.
  • чем больше товаров, тем сложнее управлять ими. Начинайте с небольшого ассортимента, подробно анализируя каждый артикул. Оптимальное решение: ходовые позиции, поставка сезонных товаров на крупные склады.
  • начиная работать в каком-либо регионе, будьте готовы отгружаться там постоянно. В противном случае, когда закончатся остатки, индекс локализации начнет падать. Это происходит без новых поставок.

Расскажем вам:
  • Как поднять карточки товаров выше в ТОПе
  • Какие склады лучше всего выбирать для отгрузки
  • Как правильно подготавливать FBO поставки.

Получите рекомендации по увеличению продаж на Wildberries БЕСПЛАТНО!